КЭШ: IX международная биеннале современного искусства, Ширяево, Самара

ТАКТИЛЬНОСТЬ: МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ
TANGIBILITY: BETWEEN EUROPE AND ASIA

Mon11202017

Last update08:16:45 AM GMT

галим маданов, зауреш маданова | galim madanov, zauresh madanova


the differences
видео


 

смотри также:

мартин роджерс
о видеопроекте
the differences

на пути к другому
или пограничная видео-логика повседневности

видео проект "the differences" (авторы галим маданов, зауреш маданова), попытка аудио-визуальными средствами представить образ повседневного мира в его тактильном измерении.

Интерес, современных художников к тактильной сфере, по-видимому, вызван тем немаловажным обстоятельством, что источником более насыщенного, более глубокого опыта восприятия предметного мира являются наши тактильные ощущения, ощущения, возникающие в результате соприкосновения различных тел друг с другом.

Сегодня эту интуицию пытаются развить и многие теоретики современного искусства, которые полагают, что в "фантасмагорическом сенсориуме нашего времени идет непрерывная борьба с привилегиями аудио-визуальной информации".

Выступая против засилья оптикоцентризма, известный российский критик Валерий Савчук в статье "Образ, ускользающий от реальности" отмечает: "Сегодня эстетика лишилась телесной составляющей, так как формы культуры довлеют над опытом, воображаемое над эмпирическим, точность исполнения над импровизацией, сознательность над неотрефлектированным движением.

Аудио-визуальная информация клиширует и форматирует наше сознание, и мы все начинаем воспринимать в модусе безучастности к нашему телесному опыту..." (Максимка,№5).

Исходя из того, что наша культура - это, по преимуществу культура, где безраздельно господствует видео, авторы, сочли необходимым средствами того же видео, представить на основе смоделированной ими ситуации такой тактильный план, который, во-первых, позволял бы выстраивать из отдельных фрагментов целые серии различных ассоциативных рядов. Во-вторых, способствовал бы прояснению вопроса относительно того, как на "молекулярном" уровне опыта повседневности, складываются наши общие представления о том, что есть наша культура как выражение самой этой повседневности.

Режиссура видео-композиции предельно минималистична. Найден универсальный язык в способах передачи изобразительного плана. При всей их простоте диапазон манипуляций с исходным материалом необычайно широк. Казалось бы, такой совершенно банальный сюжет как прием пищи, превращается в совершенно уникальное событие, чреватое неожиданными ассоциациями. Дело в том, что персонаж, находящийся в фокусе камеры, и произносящий в перерывах застольную речь, англичанин. Перед ним находится тарелка с бешбармаком, национальным казахским блюдом, отдельные куски которого он захватывает пальцами руки, как этого требует обычай. Справа от блюда стоит бутылка, содержимое которой персонаж периодически наливает себе в стакан. В процессе еды правая рука персонажа, беспрерывно производя, различные манипуляции, образует вокруг себя тактильное пространство, где рука уже воспринимается как отдельное, самостоятельное существо.

В этом, казалось бы, внешне бес событийном фильме, попытка удержать целый мир, простирающийся вплоть до подлинной вечности, на фоне которой разыгрывается драма повседневности. Чтобы адекватно выразить ее далеко неэкспрессивный характер, не пришлось обращаться ни к монтажу, ни к излюбленным для художественного авангарда, нацеленных на эпатаж, средствам. В результате получился фильм, где явным образом прослеживается намерение создателей привести к синтезу визуальный и тактильный планы.

Из статьи философа Жаната Баймухаметова

Цитата 2001

... интерес, современных художников к тактильной сфере, по-видимому, вызван тем немаловажным обстоятельством, что источником более насыщенного, более глубокого опыта восприятия предметного мира являются наши тактильные ощущения, ощущения, возникающие в результате соприкосновения различных тел друг с другом.
Сегодня эту интуицию пытаются развить и многие теоретики современного искусства, которые полагают, что в "фантасмагорическом сенсориуме нашего времени идет непрерывная борьба с привилегиями аудио-визуальной информации".

галим маданов, зауреш маданова

 

...Ширяевская биеннале задумывалась не только как новая точка позиционирования в рамках художественной системы, а скорее - как творческая лаборатория, где искусство - опыт проживания, где важным приоритетом является создание культурного продукта именно в это время, в этой ситуации и на этой территории.
Ширяевская биеннале организуется, как двух недельный творческий практикум, с финальной презентацией работ и теоретической частью для обсуждения происходящего события в контексте современной евразийской арт-сцены.

неля коржова

 

Поделиться

Яндекс.Метрика