КЭШ: IX международная биеннале современного искусства, Ширяево, Самара

ТАКТИЛЬНОСТЬ: МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ
TANGIBILITY: BETWEEN EUROPE AND ASIA

Sat09232017

Last update08:16:45 AM GMT

Оксана Стогова | Oxana Stogova

Оксана Стогова, Ширяево

трансплантация травы
или посвящение малевичу и семирамиде

Если взять точный перевод с лат. "taktilis", то это - осязательное ощущение прикосновения.

Другими словами - один из способов познания мира человеком.

Тема тактильности на симпозиуме достаточно пространная, т.к. осязание - это не только прикосновение к чему-либо руками. Это - касание ветра волос или волн - тела. В принципе, создание художником произведения - это уже тактильность: рука - кисть /карандаш/ холст/ бумага/. В принципе, можно делать все, что угодно, т.к. сама наша жизнь - "taktilis".

Мне не хотелось привносить в Ширяево чужеродные, искусственные элементы или продукты жизнедеятельности нашей индустрии. Поэтому я решила взять за основу (немодный уже) land-art.

На каменистой площадке 7 х 7 метров с помощью моих многочисленных помощников был снят слой спрессованного известняка и в получившийся "ковчег" положены ленты травы с дерном, вырезанные с соседнего луга. Пространство между лентами было засыпано землей и засеяно семенами специальной немецкой травы. В день открытия площадки по только что проросшей траве могли ходить дети и собирать карамельки, как идею будущих цветов и ягод.

Осязательное ощущение прикосновения сопровождало нас все две недели: руки касались земли, земля и вода касались семян, дети собирали конфетки в траве…

Я надеюсь, что "зеленый коврик" прослужит долго Ширяеву и что его жители будут лежать и загорать здесь иногда.

Остается лишь добавить при чем здесь Малевич и Семирамида.

Малевич - в связи с квадратной формой "зеленого коврика", т.к. любая работа художника, аппеллирующая к квадрату, намертво привязывается нашими ассоциациями к создателю черного квадрата.

Семирамида пришла на ум во время 2-х недельного полива площадки: висячие сады Семирамиды могли существовать лишь благодаря изнурительному и ежедневному поливу рабами растений, привезенных с плодородных чужеземных стран в засушливый Вавилон.

Иногда в моменты поливания моей площадки мне думалось: без этого ежедневного труда вся моя затея на камнях выгорит, как выгорели когда-то висячие сады Семирамиды после гибели Вавилонской империи.

А впрочем, может быть, и нет.

 

Оксана Стогова, октябрь 2001

Цитата 2001

... интерес, современных художников к тактильной сфере, по-видимому, вызван тем немаловажным обстоятельством, что источником более насыщенного, более глубокого опыта восприятия предметного мира являются наши тактильные ощущения, ощущения, возникающие в результате соприкосновения различных тел друг с другом.
Сегодня эту интуицию пытаются развить и многие теоретики современного искусства, которые полагают, что в "фантасмагорическом сенсориуме нашего времени идет непрерывная борьба с привилегиями аудио-визуальной информации".

галим маданов, зауреш маданова

 

...Ширяевская биеннале задумывалась не только как новая точка позиционирования в рамках художественной системы, а скорее - как творческая лаборатория, где искусство - опыт проживания, где важным приоритетом является создание культурного продукта именно в это время, в этой ситуации и на этой территории.
Ширяевская биеннале организуется, как двух недельный творческий практикум, с финальной презентацией работ и теоретической частью для обсуждения происходящего события в контексте современной евразийской арт-сцены.

неля коржова

 

Поделиться

Яндекс.Метрика