Mon11202017

Last update08:16:45 AM GMT

Back 2007: дом

БЕРТРАН ВАЛЛЕ | BERTRAND VALLET


Бертран Валле Социологический взгляд на биеннале международного современного искусства в Ширяево, или Погружение иностранных художников в жизнь традиционной русской деревни: между ультра-современностью и традициями

Ширяевское Бьеннале проводится вот уже 8 лет в традиционной русской деревне Ширяево, расположенной в Самарской области. Целью этого бьеннале было испробовать Современное Искусство в такой специфической обстановке. Художники из России, Германии, Франции, Эстонии и Швейцарии уже принимали участие в этом Бьеннале. Темой 5-го выпуска этого года стало: «Дом: между Европой и Азией».

Как подчеркивается в пресс-релизе, это событие «помогает установить современные тенденции в культурном диалоге между Европой и Азией». Это претворяется в жизнь, поскольку основной составляющей этого Бьеннале является художественная мастерская. В течение этого этапа, составляющего две недели, художники жили в домах местных жителей, и это полное погружение в изолированную деревню накладывало множество ограничений на художников. В конце этого пребывания все работы выставлялись необычайным способом: «кочевое шоу».

Зрители садятся на теплоход из Самары и в течение одного дня они присоединяются к участникам Бьеннале в их прогулке по деревне, следуя по маршруту от одного произведения к другому.

Я принимал участие в этом Бьеннале в качестве «городского социолога»: я занимаюсь планировкой городов и жилищным вопросом. Цель этой статьи – представить социологический взгляд после 2 недель участия в наблюдении, посредством отчета о неких значимых составляющих. Область социологии, в которой я работаю, занимается взаимодействием между условиями проживания и социальным поведением. И действительно, меня поразило то, что это событие имело очевидные социальные последствия и что условия проживания художников оказали значительное влияние на их художественное выражение. Вначале, я коротко опишу деревню Ширяево и жизнь деревни. Затем я попытаюсь проанализировать социальное взаимодействие и влияние условий проживания на работы художников.

Ширяево: «традиционная» русская деревня?

Ширяево – это деревня, расположенная недалеко от Самары, шестого по величине города России с 1,5 миллионами жителей. Расположенная в 900 км на юго-восток от Москвы, Самара была основана в 1586 г . как крепость и позже переросла в крупный социальный, экономический и промышленный центр европейской части России. Самара стала одним из главных городов России, потому что это важный речной порт на Волге, главной речной магистрали транспортировки товаров в России. Город исторически связан со Штутгартом (Германия), что отчасти объясняет большое присутствие немецких художников на этом бьеннале.

Самый простой способ попасть в Ширяево из Самары – на теплоходе: плавание до деревни занимает 2-3 часа. Деревня географически ограничена Волгой и Жигулевскими горами. Присутствие этих природных составляющих привлекает множество жителей Самары, живущих в Ширяево летом. И в самом деле, в Ширяево этим летом много русских, имеющих второй дом в деревне, который называется «дача». Идея владения дополнительным жильем сейчас довольно популярна и деревня теперь состоит в основном из синих и зеленых домов, построенных самим хозяевами. Природные стихии (Волга и горы), а также соседство с этими старыми раскрашенными домами притягивает к деревне и создает особую атмосферу.

Эти дачи традиционно сделаны из дерева, но самые поздние из них построены из современных материалов. Деревня сильно изменилась за последние несколько лет, и сейчас в ней сосуществуют два типа жилищ: традиционные крашеные дачи, имеющие воду и электричество (некоторые дома подсоединены к газовой сети), и современные дома со всеми удобствами, принадлежащие высшим социальным группам. Современные дома расположены в основном у реки.

Агломерация довольно ограничена, поэтому деревня относительно компактная. Каждая дача расположена на участке земли с садом, поэтому в деревне множество зеленых зон. Не так давно строительство газовой сети нарушило географию деревни. Теперь ее пересекают газовые трубы высотой 2,5 м .

В деревне присутствует несколько общественных зданий: заброшенная школа и почта. Есть также пара магазинов, где можно найти продукты питания и другие товары. Кроме того, в деревне недалеко от Волги есть музей. Действительно, Ширяево связано с очень сильной традицией Школы Реалистов. В советском периоде здесь работали художники Репин и Васильев, и они создали обычай покраски домов. Дом Репина был преобразован в музей.

Эти несколько элементов описания подчеркивают, почему эта деревня была выбрана для организации бьеннале современного искусства (красота деревни, условия социальной изоляции, но доступность Самары, соседство природных стихий, историческая традиция искусства в деревне, дачи, где могут жить художники…). К тому же это помогает понять условия жизни в деревне, которые будут описаны ниже.

Жизнь в деревне

Одна из основных характеристик Бьеннале в Ширяево – это проживание: художники живут и работают в течение двух недель в деревне. Они спят на дачах одни или группами. Большинство художников, у кого брали интервью во время мероприятия, позитивно высказывались об условиях своего проживания, даже если у них не было доступа к современным удобствам. В большинстве дач, где жили художники, не было горячей воды, туалеты были в саду, и некоторые дачи не были подключены к газовой сети. В основном художники рассматривали удобства в Ширяево или отсутствие таковых как нечто «экзотичное». В этой относительно изолированной деревне сошлись многие признаки места, находящегося «где-то там далеко»: непривычность, другой язык, другой образ жизни. Каждый день художники обнаруживали культурные, социологические и антропологические различия.

Ежедневный распорядок свободный, но организация питания создавала определенные рамки. Художники ели вместе в столовой, специально развернутой на период их проживания. Питание было организовано дважды в день в 13:00 и 19:00. Такой ритм создает временной интервал, определяющий течение времени. К тому же некоторые дачи были расположены вдали от ресторана, и эта прогулка стала частью жизни, особенно когда погода была по-настоящему теплой. Как мы увидим, дальше такая организация позволяла художникам ежедневно обмениваться мнениями.

В этих рамках художники организовывали свою работу так, как хотели. Они меняли время создания, обдумывания своих произведений и отдыха, например, купания в Волге… Сады использовались как студии художниками, которым нужно было пространство. Но условия проживания были таковы, что у художников часто создавалось впечатление, что «все занимает много времени». В деревне интервал между приемами пищи, движения пешеходов, конкретные задания заставляли художников чувствовать, что они «потратили много времени на то, чтобы сделать что-то». Рискнем предположить, что, несмотря на эти ограничения, художники опробовали новую форму деятельности, общения и единения. Они приспосабливали свою работу ко всем этим составляющим окружающей обстановки (трудности общения, удаленность от города, сельские условия жизни…). Более того, художникам во время их проживания в деревне нужно было часто ездить в Самару, чтобы достать материалы или чтобы проявить фотографии. Эти однодневные экскурсии воспринимались художниками как побеги или, напротив, как трудные экспедиции, в зависимости от уровня удовлетворенностью жизнью в Ширяево.

Вечерами художники часто собирались вместе в дачном саду или на пляже. Они разводили костер и разговаривали у него. По мере проживания это стало обрядом, имеющим неколебимый церемониал. Часто собрания проходили на одной и той же даче. Некоторые художники шли собирать дрова, в то время как другие разжигали костер. В течение вечера другие приходили группами, присоединялись к своим коллегам вокруг костра. Объединяясь поначалу по национальному признаку, они рассаживались на основе социального или профессионального сходства. Социальная функция этого ритуала будет описана ниже.

Проживание в деревне закончилось кочевым шоу. В течение 8 часов художники и зрители гуляли по деревне, переходя от одного произведения искусства к другому. В этом году маршрут начался от причала и закончился в горах. Они останавливались у каждой работы, чтобы посмотреть перформанс или экспозицию. Потом сделали перерыв у школы, где было представлено очень много работ. Идя, по началу, группами, зрители постепенно стали отставать, утомленные ходьбой и теплом.

Социальное взаимодействие

Концепция проживания на самом деле создает много связей между художниками различных национальностей. Материальные ограничения настолько важны, что художникам пришлось объединиться: например, некоторые одалживали свои ноутбуки, фотографы обменивались материалами, чтобы повесить свои фотографии для выставки и спрашивали друг друга, где они могут проявить свои фотографии…

Условия проживания – это способ взаимодействия, художники ели и праздновали вместе. Описанные выше компании у костра несли антропологическую функцию «обряда взаимодействия»: она создавала общину со схожими интересами (члены живут в одинаковых условиях, имеют одинаковые трудности и цели завершить работу ко дню выставки). Они могут обсуждать это вокруг костра, назначать встречи или разговаривать с директорами Бьеннале... Этот веселый ритуал помогал проявить эмоции и помогал состояться разговорам, которые бы не случились без помощи этой театральной самопостановки: пляж, костер, общая еда, алкоголь создают условия общения в сообществе. Иногда это общение давало начало краткосрочному или долгосрочному сотрудничеству (общее представление для кочевого шоу, выставки в Штутгарте, предложения художественных мастерских в других странах…).

Однако проживание в деревне приводило к взаимодействию художников и местных жителей. Прежде всего, художники имели социальные отношения со своими хозяевами. Художники жили в двух различных типах условий: некоторые жили на дачах вместе с владельцами дач, некоторые одни, а хозяева жили в других домах, обычно недалеко от своих дач. Это имело множество последствий для социального взаимодействия иностранцев и для достигнутого уровня культурного обмена. Живя с открытой и довольно доброжелательной пожилой женщиной, я имел возможность общаться с ней, как правило, с помощью невербальных средств.

Тот факт, что художники жили в деревне в течение сравнительно длительного периода времени, создавал множество возможностей для ситуаций микро-общения с местными жителями: взаимодействие с продавцами, соседями, прохожими, которые наблюдали за работой художников… К тому же, некоторые художники общались с местным населением в своих мастерских (например, фотографии, показывающие жителей), иногда с трудностями или межкультурными проблемами, как это было с художником, который безуспешно пытался купить у местных жителей домашний мусор для своего проекта. Это совместное проживание местного населения и художников из разных стран естественно могло создать конфликты или просто недопонимание. Например, сцена во время кочевого шоу дает прекрасную иллюстрацию того, что мы можем назвать «межкультурность» (шок, происходящий, когда встречаются люди, принадлежащие различным культурам): две немецких художницы планировали провести перформанс в музее Репина. Одна из художниц изображала кошку и была одета во все розовое, в то время как вторая была одета во все синее. Независимо от Бьеннале около музея на очень ограниченном пространстве было организовано представление с традиционными народными песнями. Это сосуществование двух радикально отличающихся мероприятий иллюстрирует разногласие, присущее этому Бьеннале – давайте-ка вспомним – планы создать современное искусство в традиционной изолированной деревне! Немецкий перформанс состоялся под аккомпанемент традиционных русских песен, как демонстрация «межкультурности».

Во время Бьеннале в Ширяево происходило множество трений между различными социальными слоями: сельчане/городские, русские/представители Западной Европы, современное искусство/традиционное… Все эти противопоставляемые пары проявляли себя во время Бьеннале, чем создали событие – кочевое шоу.

Связь между условиями проживания и художественной деятельностью

Этот вопрос наиболее важен, так как темой данного этапа был «Дом». В сущности, приглашенные художники знали название этой биеннале «Дом: между Европой и Азией», а трактовали они понятие дом самыми различными способами: дом как жилище, интимная интерпретация («быть дома»), моя «вселенная», сопоставление Европы и Азии… Даже если навязана тема, у художников все равно есть свобода ее интерпретации. Кураторы не собирали работы, связанные с темой, которые они выбрали для выставления перед публикой. Они выбрали живых художников и попросили их создать работу конкретно для этого случая. В результате мы видим, что соответствие между непосредственно аспектом работ, представленном на выставке и темой бьеннале довольно свободно.

В сфере социологии городского населения было проведено одно исследование влияния условий проживания на поведение пользователей. Социальные модели и территориальное окружение в значительной мере независимы.

Более того, художники прожили две недели без соответствующих студий и всего того, что они привыкли иметь во время своей работы. В различной степени это также оказало влияние на их художественное выражение. Прежде всего, трудности с поиском материала или с доступом к технологиям ограничивали их работу. Помимо этого принцип бьеннале – создавать во время проживания, а не приезжать с полностью реализованной работой. Эти правила (создание работ во время фестиваля с помощью всего того, что может быть найдено в Ширяево или Самаре) соблюдали большинство художников, особенно иностранных, у которых не было легкого доступа к чему-то еще помимо остаточного материала. Эти ограничения в основном и ориентировали художников в той сфере искусства, которую они практикуют. В этих условиях перформанс и инсталляции, вероятно, самые подходящие формы. Таким образом, концепция этого бьеннале в значительной мере оказывала влияние на то, что делали художники. Художникам необходимо было разрабатывать различные стратегии своей работы, чтобы найти тот материал, который им нужен или, что встречалось чаще, адаптировать свои идеи к тому, что они могут найти на месте. Это можно рассматривать как конструктивные ограничения, окружавшие творческий процесс. Например, эта концепция использовалась в очень ранних семидесятых течением arte povera, когда художники использовали любое вещество, которое они могли получить бесплатно или очень за дешево, например, палки, камни, веревки, железо… Мы может считать, что Бьеннале в Ширяево также поощряло новый процесс творчества, связанный с парой свобода/ограничения: свобода позволяла художникам работать, как они захотят, вокруг заданной темы или нет, а ограничения налагались условиями проживания.

Связи между физической средой и тем, что создавали художники, четче проиллюстрированы самими работами. Некоторые художники использовали деревню не только как подспорье в показе своих работ, но и также как материал. Деревня отмечена старыми работами: граффити на разрушенных зданиях, вертикальные столбы и газовые линии… Эти вмешательства оставили следы на физическом аспекте деревни, так что деревня выглядит «обжитой» Бьеннале.

Заключение

На Бьеннале в Ширяево в 2007 г ., когда я принимал холодный душ в саду, я слышал, как мои компаньоны говорили о том, как они могут починить проектор, но потом они просто решили отказаться от этой идеи и построить куб из пластиковых бутылок.

Территориальный аспект доминировал в процессе творчества в Ширяево: деревня – это что угодно, только не белый куб. Такое мероприятие испытывает оригинальные формы творчества и представления. Условия выглядят иногда «экстремальными» в отношении места проведения бьеннале и средств, подготовленных для художников. Шоу кочевое, мимолетное и в присутствии художников. Все вместе эти условия создали оригинальное событие и произвели на свет общину, работавшую сообща в течение двух недель.

Для будущего этого Бьеннале важны два вопроса: баланс между художниками из различных стран – как определяющий фактор социальных взаимодействий – и способность деревни принять разрастающееся мероприятие.

 

БЕРТРАН ВАЛЛЕ / ФРАНЦИЯ
BERTRAND VALLET / FRANCE

Catalog 2007

Цитата 2007

...в Ширяево лабораторный процесс сам становится результатом, открывая для зрителя остроту прямого, ничем не опосредованного чувственного переживания... Собирая раз в два года «между Европой и Азией» компанию авторов из разных стран, это событие не просто расширяет российскую географию contemporary art. Оно обеспечивает уникальную возможность наблюдения не столько за собственно искусством, сколько за тем, как оно рождается.

Анна Гор

...На наш взгляд, тема «Дом» актуальна еще и потому, что современные художники хотят некоего убежища, дающего свободу от ярлыков и рангов. Все хотят, чтобы настали времена свободы, может быть, в духе 60-х. Сейчас все оснастились средствами коммуникации, но эта коммуникация никоим образом не может заменить энергию общения, она лишь фиксирует её. Для нас это важно.

Неля Коржова

...На первый взгляд, слово "дом" кажется чем то привычным и естественным. Но это понятие больше утопическое, нежели материальное. Мы всегда стремимся к спокойствию, счастью, стабильности и комфорту, всему тому, чем кажется нам дом, но редко находим это по настоящему.. И в конце концов оказываемся в плену у навязанных образов и фантасмагорий

Юлия Жданова

...В сущности, приглашенные художники знали название этой биеннале «Дом: между Европой и Азией», а трактовали они понятие дом самыми различными способами: дом как жилище, интимная интерпретация («быть дома»), моя «вселенная», сопоставление Европы и Азии…

Бертран Валле

Поделиться

Яндекс.Метрика