Sat09232017

Last update08:16:45 AM GMT

Back 2007: дом

ДМИТРИЙ ГУТОВ | DMITRIY GUTOV

Дмитрий Гутов

Выпрямила
перформанс (на горе, Ширяево)


ДИАНА МАЧУЛИНА
Фрагмент обзора "Проверка на прочность: Ширяевская биеннале

30.08.2007
Информагентство КУЛЬТУРА GiF.Ru

Самую провокационную работу на биеннале сделал Дмитрий Гутов. Он, правда, не стремился никого шокировать, но вышло неожиданно. Эффект неуместного дресс-кода: в купальнике или деловом костюме самом по себе нет ничего зазорного, но девушка в бикини в библиотеке произведет фурор, а человек в костюме на пляже будет сочтен сумасшедшим. Так и Гутов стал причиной жарких споров, так как приехал работать туда, где все отдыхают, и был серьезен среди беззаботных.

Гутов всего лишь хотел рассказать о том, что "он чужой на современном празднике жизни" и его дом – античность. Он построил высоко в прибрежных горах подобие греческого амфитеатра, с видом на Волгу, а на одной из березок, окружавших "сцену", повесил репродукцию со статуей Венеры Милосской.

Уставшим от долгого подъема на гору зрителям он прочитал рассказ Глеба Успенского, русского писателя-реалиста 2-ой половины 19 века. Сборник его произведений он купил по приезде в Самару в букинистическом магазине за 10 рублей. Недорого оценили его и представители современного искусства. А зря, сюжет удивительно подходил к передвижническому прошлому Ширяево, где Репин делал эскизы для "Бурлаков". Рассказ называется "Выпрямила". Написан он от лица уездного учителя, "маленького человека", придавленного безысходностью жизни и попавшего в Париж в качестве гувернера. Там он посещает Лувр и, увидя Венеру, чувствует, что она выпрямила его согбенную душу. После чтения рассказа Гутов сказал, что современное искусство перед классикой ничтожно, потому что не может так возвысить человека. Далее – что современное искусство зависит от контекста, а классическое от него независимо. Иностранные участники фестиваля, не сбежавшие еще во время чтения, стали возмущенно расходиться. "Живой флюксус" посчитал, что ему прописные истины о контексте и его отсутствии слушать оскорбительно, и они отправились далее внедряться в контекст. А зря – выпрямить может только то, что не искривляется по лекалам ситуации, но моделирует ее.

Столь самодостаточная публика Гутова не остановила, он высказал свои мысли до конца и вступил в дискуссию с оставшимися, теми, кто был готов поразмышлять. После чего, узнав, что в Ширяево собирается художник Юрий Альберт, который планирует сделать с ним совместный проект, а именно – запрячь Гутова как бурлака и заставит тащить корабль, Гутов извинился, сказал, что его ждут срочные дела в Москве, и отбыл, не дожидаясь конца биеннале.

А иностранные гости не утихали еще долго, говоря, что если бы заранее не было объявлено, что это перформанс, а сразу сказали бы, что это лекция, они бы не возмущались так сильно. Интересно, что подобная формальность могла бы их успокоить. Вот такая борьба за свободу творчества: перформанс должен выглядеть так, как они это себе представляют, а вот как лекция он выглядеть не может.

Catalog 2007

Цитата 2007

...в Ширяево лабораторный процесс сам становится результатом, открывая для зрителя остроту прямого, ничем не опосредованного чувственного переживания... Собирая раз в два года «между Европой и Азией» компанию авторов из разных стран, это событие не просто расширяет российскую географию contemporary art. Оно обеспечивает уникальную возможность наблюдения не столько за собственно искусством, сколько за тем, как оно рождается.

Анна Гор

...На наш взгляд, тема «Дом» актуальна еще и потому, что современные художники хотят некоего убежища, дающего свободу от ярлыков и рангов. Все хотят, чтобы настали времена свободы, может быть, в духе 60-х. Сейчас все оснастились средствами коммуникации, но эта коммуникация никоим образом не может заменить энергию общения, она лишь фиксирует её. Для нас это важно.

Неля Коржова

...На первый взгляд, слово "дом" кажется чем то привычным и естественным. Но это понятие больше утопическое, нежели материальное. Мы всегда стремимся к спокойствию, счастью, стабильности и комфорту, всему тому, чем кажется нам дом, но редко находим это по настоящему.. И в конце концов оказываемся в плену у навязанных образов и фантасмагорий

Юлия Жданова

...В сущности, приглашенные художники знали название этой биеннале «Дом: между Европой и Азией», а трактовали они понятие дом самыми различными способами: дом как жилище, интимная интерпретация («быть дома»), моя «вселенная», сопоставление Европы и Азии…

Бертран Валле

Поделиться

Яндекс.Метрика