Mon11202017

Last update08:16:45 AM GMT

Back 2007: дом

Алексей Кострома | ALEXEY KOSTROMA

Проект Big Play / Дом. Перо. Отечество

Коротко о задуманном и реализованном

Идея художника была не нова, и как ему казалось, кристальна ясна: «Надо нести культуру в массы».

Концептуально все выглядело логично:

1. Живешь в деревне – работаешь с местным материалом. Выбрали перо.
2. Жигулевские горы – связь с европейскими гольф-полями. Привязали реальное к немыслимому.
3. Репин нес культуру в массы. «Налетай, торопись, покупай живопись».

На этих трех китах и базировалась простая мысль художника.

Реально же все выглядело так:

1. Палящее жигулевское солнце постепенно сносило крышу.

В поисках объекта для оперения дома была выбрана остановка, где обделавшись от жары спасались коровы. За бутылку холодной пепси, проходившие мимо, деревенские мальчишки радостно согласились помочь. Через три часа, чихая и кашляя, они изменили объект до неузнаваемости. Остановка обещала быть популярной не только у домашнего скота, но и у местных жителей, наблюдавших за производством и смекнувших, кому сколько подушек принесет в дом это «современное искусство». Они же, дабы сберечь добро до утра, намекнули художнику, что было бы неплохо приставить на ночь охрану. Это и было сделано.

Вернисажное утро началось нетрадиционно. Первым, разбудившим все деревню, промчался слух о том, что ночью спалили остановку. Пьяный охранник остался жив, так как спал на обочине. Тем временем, фанфары номадического шествия уже резонировали между двумя холмами. Столичный пароход из Самары пришвартовался. Сошедшим с него хотелось скорей прикоснуться к современному искусству, привитому к отдельно взятой деревне. Недоуменно осматривая наполовину оперенный, наполовину сгоревший объект искусства, жаждущие культуры, зрители внимательно слушали художника. А местные жители привели коз, чтобы показать им их обновленное место обитания.

2. Гольф. По задумке автора, холмы Ширяево, отдаленно напоминавшие поля для игры в гольф, могли стать примером для иллюстрации идеи «искусство как элитарный вид спорта».

В соревновательном состязании должно было произойти развенчание кураторов и художников, стоящих на олимпе актуального искусства. Написанные на стене старых развалин имена: Чарльз Саатчи (Charles Saatchi), Дэмиан Херст (Damien Hirst), Томас Кренц (Thomas Krens), Джеф Кунс (Jeff Koons), Роберт Сторр (Robert Storr), и другие; должны были быть залиты краской, образно освобождая дорогу новому искусству.

Но случилось обратное. Первым же ударом титанового шарика был выбит из игры первый зритель. Многолюдная толпа, как в 1905, отхлынула назад. Шепот сомнения пронесся над Ширяево. Видно что-то не понравилось. В воздухе повис вопрос «Что делать?». Неожиданно для всех к акции подключились местные мальчишки-сепаратисты, засевшие в колючках. Они единственные знали, как надо завершить затянувшуюся паузу. Кумиры были побиты камнями.

Утомленные от жары и актуального искусства жители поплелись дальше.

3. Репин был прав. Искусство не принадлежит народу.

Catalog 2007

Цитата 2007

...в Ширяево лабораторный процесс сам становится результатом, открывая для зрителя остроту прямого, ничем не опосредованного чувственного переживания... Собирая раз в два года «между Европой и Азией» компанию авторов из разных стран, это событие не просто расширяет российскую географию contemporary art. Оно обеспечивает уникальную возможность наблюдения не столько за собственно искусством, сколько за тем, как оно рождается.

Анна Гор

...На наш взгляд, тема «Дом» актуальна еще и потому, что современные художники хотят некоего убежища, дающего свободу от ярлыков и рангов. Все хотят, чтобы настали времена свободы, может быть, в духе 60-х. Сейчас все оснастились средствами коммуникации, но эта коммуникация никоим образом не может заменить энергию общения, она лишь фиксирует её. Для нас это важно.

Неля Коржова

...На первый взгляд, слово "дом" кажется чем то привычным и естественным. Но это понятие больше утопическое, нежели материальное. Мы всегда стремимся к спокойствию, счастью, стабильности и комфорту, всему тому, чем кажется нам дом, но редко находим это по настоящему.. И в конце концов оказываемся в плену у навязанных образов и фантасмагорий

Юлия Жданова

...В сущности, приглашенные художники знали название этой биеннале «Дом: между Европой и Азией», а трактовали они понятие дом самыми различными способами: дом как жилище, интимная интерпретация («быть дома»), моя «вселенная», сопоставление Европы и Азии…

Бертран Валле

Поделиться

Яндекс.Метрика