Sat09232017

Last update08:16:45 AM GMT

Back 2007: дом

Диана Мачулина | DIANA MACHULINA

Диана Мачулина : Ширяево

Русское
живая скульптура, Ширяево, 2007
место: около музея


Жанр предлагаемого мной проекта можно было бы назвать “живой скульптурой”.

В качестве работы я готова представить сценку на улице деревни с минимумом саспенса, которая могла бы случится и без моего участия, но при том – это тщательно срежиссированная по законам построения картины реальность. Декорации – реди-мейд, кастинг статистов проведен на месте.

Проект построен на параллели между структурой традиционного для России жилища – избы и идеей русской “соборности” как способа государственного строительства. Стена сруба из бревен, стесанные круглые торцы перпендикулярной стены смотрят на нас радиусами трещин, пересекающих годовые кольца. Перед стеной – деревянная лавка, на которой сидят нормальные пацаны, все как на подбор плечистые и коротко стриженные, лицом к стене избы и смотрят на зрителя одинаковыми круглыми затылками.

Хорошая изба может быть построена только из качественного строевого леса, стабильное государство – только из подходящего, стандартного человеческого материала. Стандарт качества, как в случае избы, так и в случае “соборности”, никак не отменяет индивидуальных особенностей отдельного элемента. В каждом верхнем бревне сруба выбирается желоб, точно повторяющий конфигурацию всех выпуклостей нижнего бревна. Так и в иерархической общественной структуре каждый нижестоящий смиряется с характером высшего звена и прячет свой характер, помня о возможности проявить его перед тем, кто оказался еще ниже. Изба схожа с государством и в том, что избранные бревна для строительства изначально равноценны, но волей случая оказывается, что одно будет ближе к земле и несет на себе остальные, сгнивает раньше и будет заменено аналогичным, другое же оказывается ближе к “крыше”, нагрузка на него меньше и называется такое бревном “самцом”. Венчает крышу “конек”, выше него только тот, кто сумеет его оседлать, чтобы подтвердить его стабильность, проверив прочность сооружения своим грузом.

Практика соотнесения архитектурного, живописного стиля с исторической ситуацией эпохи в искусствоведении существует давно. Нововведение нашего времени - рассуждения о вертикалях и горизонталях, уместные при анализе произведения искусства, допустим, композиции картины, обретают политический характер. Понятия, описывающие двухмерное пространство, теперь применяют для проектирования объемной реальности. Разговор о жизни напоминает арт-критику. В моей работе зрителю предлагается оценить композиционное построение почти реального эпизода жизни. Вертикальная ось, выстроенная из торцов лежащих друг на друге бревен, горизонтальная ось из затылков мужиков, сидящих рядком.

В этой сценке все систематизировано. Но что же становится с деревом, признаным негодным для строевой службы? Оно продолжает расти. Сохраняет индивидуальное вертикальное положение, не ложась под другие деревья, чтобы построить общую вертикаль. Человек искусства с его прихотливой кривой творческого роста – также неподходящий материал и остается в стороне от построения государственной вертикали, являя собой альтернативу стандартам. Он не материал для модульной структуры вроде дома, потому бездомный. “Бес домный” искушает зрителя посмотреть на реальность дистанцированно, идентифицировать ее как продукт чужой воли и выбрать для себя роль вольного человека, а не строительного материала.

Диана Мачулина

Catalog 2007

Цитата 2007

...в Ширяево лабораторный процесс сам становится результатом, открывая для зрителя остроту прямого, ничем не опосредованного чувственного переживания... Собирая раз в два года «между Европой и Азией» компанию авторов из разных стран, это событие не просто расширяет российскую географию contemporary art. Оно обеспечивает уникальную возможность наблюдения не столько за собственно искусством, сколько за тем, как оно рождается.

Анна Гор

...На наш взгляд, тема «Дом» актуальна еще и потому, что современные художники хотят некоего убежища, дающего свободу от ярлыков и рангов. Все хотят, чтобы настали времена свободы, может быть, в духе 60-х. Сейчас все оснастились средствами коммуникации, но эта коммуникация никоим образом не может заменить энергию общения, она лишь фиксирует её. Для нас это важно.

Неля Коржова

...На первый взгляд, слово "дом" кажется чем то привычным и естественным. Но это понятие больше утопическое, нежели материальное. Мы всегда стремимся к спокойствию, счастью, стабильности и комфорту, всему тому, чем кажется нам дом, но редко находим это по настоящему.. И в конце концов оказываемся в плену у навязанных образов и фантасмагорий

Юлия Жданова

...В сущности, приглашенные художники знали название этой биеннале «Дом: между Европой и Азией», а трактовали они понятие дом самыми различными способами: дом как жилище, интимная интерпретация («быть дома»), моя «вселенная», сопоставление Европы и Азии…

Бертран Валле

Поделиться

Яндекс.Метрика